ВОЙТИ
Печать

Самые необычные болиды в истории Формулы-1

.

В формуле-1 все время идет борьба технологий и необычных решений. Какие-то из них были удачные, какие-то совершенно не оправдывали надежд. Но инженерный мозг никогда не находился в покое. Мы предлагаем вашему вниманию подборку самых необычных болидов в истории Формулы-1.

Mercedes-Benz W196

Этот болид участвовал в гонках сезонов 1954 и 1955 годов. Болид разработали в команде Mercedes-Benz. Шасси называли Stromlinien или «Тип Монца», отличительная особенность данного шасси – полностью закрытый кузов. Данная конструкция удачно выступала на скоростных автодромах, таких как Монца, но на трассах с большим числом медленных поворотом эти болиды были совсем неэффективны. Из-за этого команде пришлось подготовить шасси с традиционным для Формулы-1 кузовом с открытыми колёсами.

Ferguson P99 Climax

Если бы вам сейчас сказали про гоночный автомобиль с полным приводом, то вы наверняка бы подумали о раллийном авто, но 50 лет назад и болиды Формулы-1 имели коробку 4х4. И спасибо надо сказать производителю тракторов компании Ferguson, которые в 1961 году разработали систему 4х4 для болида Climax P99. В теории полный привод имеет очень много плюсов, но решение боссов Формулы-1 о переходе на 1,5-литровые моторый убило идею, так как мощности, чтобы крутить все карданы и привода, двигателям не хватало.
Стирлинг Мосс выиграл на Ferguson внезачетную дождевую гонку в Оултон-Парке, но на британском этапе чемпионата полноприводная версия болида не смогла конкурировать с машинами, построенными по классической схеме. Стоит отметить, что это был не только первый автомобиль с полным приводом, но и последний болид с мотором, расположенным спереди.

Болид March 711

March 711 — истинный пример того, как вредно при проектировании уделять внимание лишь одному аспекту конструкции. Робин Херд, главный инженер «Марча», решил сделать ставку на аэродинамику, и для этого пригласил известного специалиста по аэродинамике Фрэнка Костина. И совсем не удивительно, что когда в лондонском отеле «Дорчестер» состоялась презентации новой машины, журналистов привел в восторг ее фантастический внешний вид.
Этот болид напоминает диковинный глубоководный аппарат на четырех колесах с настоящим кофейным столиком спереди. Интересный факт, что на самом деле форма переднего антикрыла была разработана специалистами NACA для «Спитфэйр».
Но уже первые гонки заставили изменить облик машины. Исчез капот, так как двигатель перегревался, появились массивные коробчатые «карманы» для бортовых радиаторов, а вскоре за сиденьем гонщика поставили воздухозаборник. Но все это совершенно не помогает. Шасси, разработанное Джеффом Феррисом, было по сути скопированно с «Лотос-72», но в новом аэродинамическом обвесе эффективности у машины не было. В дополнении всего, срочно пришлось выносить тормоза к колесам из-за того, что внутри кузова они недостаточно охлаждались.
Ещё одной любопытной особенностью машины является тот факт, что на ней использовалось два разных мотора: «Косворт» и «Альфа-Ромео». Ронни Петерсон занял на этом автомобиле второе место в чемпионате мира 1971 года, но это можно скорее считать личной заслугой пилота. «Марч-711», который, помимо заводской «конюшни» использовали несколько команд и частных гонщиков, остался в истории Формулы-1 весьма оригинальной визуально, но совсем ненадежной технически машиной.

Шестиколесный Tyrrell P34

Болид Tyrrell P34 наверно больше известен как «шестиколесный» — спортивный автомобиль, был разработан и построен Дереком Гарднером для участия гонках Формулы-1 сезона 1976 года.
Для этого автомобиля были специально разработаны особо малые 10-дюймовые колеса, которые устанавливались спереди в количестве 4-х штук. Колея передних колёс была выбрана такой, чтобы шины не выступали за лобовой обтекатель, а задние колеса были обычного размера. По идее конструктора, маленькие колеса должны были уменьшить лобовое сопротивление болида, в сравнении со стандарными большими передними колесами. Рулевой механизм был разработан так, что обеспечивал поворот первой и второй пары колёс на одинаковые углы.
Несмотря на то, что работа по развитию Tyrrell P34 началась ещё в конце лета 1975 года, автомобиль еще не был готов к первой гонке сезона 1976 года. В ходе разработки конструкции Гарднер сталкивался со множеством уникальных проблем, вызванных необычным расположением колес. Главное беспокойство вызывала передняя тормозная система, особенно очередность с которой происходила блокировка колес при торможении. Проблема заключалась в том, что если передняя пара блокировалась сначала, сокращалась колесная база, а когда происходила блокировка задней пары, колесная база удлинялась.
Чтобы максимально использовать маленькие шины, переднее крыло было приспособлено так, что почти полностью укрывало передние колеса от потока воздуха. Несущий кузов, разработанный для Tyrrell P34, был очень низкий; водитель сидел как-будто на автомобиле, а не в нем. Пилоты были защищены большой кабиной встроенной в кузов. Также были добавлены два окна спереди, чтобы водители могли контролиовать положение передних колес.
Шестиколесные болиды показали весьма неплохие результаты, хотя явного преимущества над четырёхколесными не имели. Работу над шестиколесными автомобилями проводили и другие команды Формулы-1: Ferrari, Williams и March, однако разработки этих команд не принимали участия в Гран-при.

Ligier JS5

В 70-х годах над головами гонщиков также стали расти воздухозаборники. Самой экзотической машиной в этом отношении была первая модель новой французской команды Ligier - JS5. Воздухозаборник этого автомобиля сконструированного Полем Карилло чем-то напоминал одновременно и горб верблюда и перископ подводной лодки.
Первый гоночный автомобиль Формулы-1 команды Ligier участвовал в Чемпионате мира Формулы-1 1976 года. Буквы JS в названии шасси - это инициалы друга Ги Лижье французского гонщика Жо Шлессера, который погиб во время Гран-при Франции 1968 года.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить