ВОЙТИ

Так ли плохи рента-драйверы для Формулы 1?

Автор: Алексей Красовский .

По окончанию прошлого сезона ситуация на рынке пилотов выглядела привычно для Формулы 1, поэтому мало было информации до начала презентации болидов, о которой стоило подробно поговорить. Но чем больше команды представляли своих новичков, тем очевидней становилась тенденция, когда вакантные места достаются тем пилотам, которые не имеют особых заслуг и успехов в автоспорте, но способны принести хорошую спонсорскую поддержку.

И тут мнения экспертов и представителей Формулы 1 разделились. Одни уверяли, что нет ничего особенного в появлении рента-драйверов, другие же выражали обеспокоенность в связи с тем, что падает общий уровень пилотов чемпионата, который считается вершиной автоспорта. Но давайте разберемся поподробней.

Смена поколений

Бруно Сенна, Камуи Кобаяши, Хейкки Ковалайнен, Виталий Петров, Тимо Глок – это список пилотов, которые вынуждены были потесниться, чтобы уступить дорогу новым гонщикам Формулы 1 – Луису Разия, Гидо ван дер Гарде, Эстебану Гутьерресу, Максу Чилтону и Вальтери Боттасу.

И если по финну Боттасу вопросов практически не возникает, поскольку парень постепенно шел к тому, чтобы занять место боевого пилота. Да и послужной список у Вальтери говорит сам за себя, поскольку в младших сериях этот парень регулярно добивался побед в чемпионатах.

Ожидаемым стал и приход Эстебана Гутьерреса в Sauber, поскольку мексиканец имеет поддержку со стороны телекоммуникационного гиганта Telmex, который уже открыл путь в Формулу 1 его соотечественнику Серхио Пересу. Кроме того, Гутьеррес имеет на своем счету победу в Европейской Формуле-БМВ и в GP3. Хотя в более конкурентном чемпионате GP2 Эстебан завершал сезон на 13-м и 3-м месте.

А вот подписание контракта между командой Caterham и Гидо ван дер Гарде – стало настоящей неожиданностью. Во-первых, голландец далеко не новичок в автоспорте, но к своим 27 годам сумел выиграть в Мировой Серии Рено в 2008 году, после чего затерялся в GP2, где его лучшим результатом сезона стало 5-е место в 2011 году. Очевидно, что такого пилота не назовешь равноценной заменой Виталию Петрову и Хейкки Ковалайнену.

Аналогичная ситуация и с Максом Чилтоном, чей приход в Marussia еще в прошлом году анонсировался, поскольку британский гонщик имеет богатых родителей, готовых выложить 50 миллионов фунтов на протяжении нескольких лет, чтобы их сын выступал в Королевских гонках. Напарником Чилтона будет не менее сомнительный по потенциалу пилот Луис Разия, которого пригласили на место Тимо Глока, чтобы сбалансировать бюджет команды.

Общая картина

Нужно отметить, что помимо вышеназванных пилотов, которые всеми силами пытались сохранить место в Формуле 1, вернуться в чемпионат активно пытались Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари, чье увольнение в конце 2011 года вызвало массу споров. При этом испанец уверял, что обязательно вернется в новом сезоне в стане одной из конкурентоспособных команд. В итоге Хайме в резкой форме прокомментировал, почему ему этого не удалось, а нынешние реалии Формулы 1 он назвал «аукционом».

Стоит признать, что получившие место в чемпионате пилоты явно не так сильны по своему потенциалу, чем те, на чье место они пришли. Исключением должен стать Вальтери Боттас, который долго был резервистом в стане Williams и полноценно подготовился к дебюту в Королевских гонках.

Мнения сторон

Часть экспертов и обозревателей Формулы 1 уверяют, что всю историю чемпионата были рента драйверы, ведь даже легендарные пилоты начинали свой путь с того, что получали место за рулем болида после оплаты за такую возможность. Не секрет, что даже самый именитый гонщик Михаэль Шумахер дебютировал в Королевских гонках в составе Benetton после того, как его менеджеры оплатили ему такую возможность.

Но в том все и дело, что возможность проявить себя в Формуле 1 должны получать потенциальные чемпионы, а вовсе не гонщики, которые к 27 годам не добились чего-то особого в карьере.

Критики же сложившихся обстоятельств указывают на то, как сильно падает общий уровень пилотов Формулы 1. К тому же пугает именно количество рента-драйверов, которые подписали контракты на 2013 год. Ведь раньше команды, испытывающие проблемы с финансированием, пытались подписать одного опытного пилота, а ему в напарники брали молодого парня с хорошим потенциалом и серьезными спонсорами.

В новом сезоне два главных аутсайдера чемпионата вынуждены будут бороться, имея в составе только новичков.

А ведь от гонщиков многое зависит не только на трассе, ведь их опыт полезен для обратной связи, чтобы эффективно работать над улучшением болида.

Проблемы с этим могут возникнуть и в стане Sauber. Швейцарская конюшня в прошлом году добилась многих впечатляющих результатов, но теперь ее будет представлять новобранец Нико Хюлкенберг и дебютант Эстебан Гутьеррес. И неизвестно, насколько быстро смогут привыкнуть к новому болиду пилоты, чтобы давать качественную обратную связь инженерам.

Причины происходящего

Не стоит глубоко копать, чтобы понять истинную причину роста числа рента-драйверов в чемпионате. С каждым годом растут расходы команд, а в связи с переходом на новые турбомоторы V6 в 2014 году, всем участникам чемпионата придется в нынешнем сезоне параллельно работать над новыми болидами с самого начала.

Кроме того, многие конюшни теряют спонсоров, которые пришли в Формулу 1 еще до кризиса 2008 года, подписав многолетние соглашения, но отказавшись от дальнейшего финансирования команд.

Несмотря на обещания со стороны руководства Формулы 1 и представителей FIA о том, что расходы будут сокращаться, переговоры о потолке бюджетов зашли в тупик, новый Договор Согласия еще не подписан, а значит коммерческая сторона вопроса остается главной проблемой для многих команд.

Первым звонком послужил уход испанской конюшни HRT из Формулы 1, чьи руководители в последствии обвинили промоутера чемпионата Берни Экклстоуна в невыполнении обещаний. По их словам, Экклстоун гарантировал им в момент прихода в Королевские гонки оказать всевозможную поддержку, чтобы проект смог развиваться, но этой помощи они не дождались.

Сейчас много разговоров ведется о финансовых проблемах в стане Force India, где до сих пор так и не назван полный состав на новый сезон. Возможно, именно про их «аукцион» за место в команде и говорил Хайме Альгерсуари. Да и последние сообщения из стана Caterham и Marussia указывает на то, что эти коллективы не ожидают какого-то прогресса в 2013 году, делая ставку на долгосрочную перспективу.

Конечно, прямо никто не скажет, что сейчас просто нет у них шансов стать ближе к другим участникам чемпионата, но именно такой посыл прослеживался между строк в интервью руководителей двух аутсайдеров. Да и приход рента-драйверов в их стан указывает, насколько печальна финансовая ситуация.

Продолжение следует…

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить