ВОЙТИ

Блоги на Formula 1 Only

Авторские колонки о Королевских автогонках

Добавлено : Дата: в разделе: Мнение

Невыносимая жизнь пилотов Формулы-1

А знаете ли вы что одни из самых подготовленных в физическом плане спортсменов — это пилоты Ф1. Их спортивная форма такова, что даже Юргена Клинсманна, легендарного футболиста она поразила наповал. В частности он сказал, что футболисты (имелась в виду сборная Германии, а не кто попало) и близко не тренируются так, как пилоты.

Кроме физической формы и методики занятий гонщиков Клинсманн был впечатлён дисциплиной и концентрацией пилотов, а также гигантскими нагрузками, которые включены в ежедневные задачи. Для сравнения: профессиональный футболист тренируется порядка 3–5 часов в день (максимум 30 часов в неделю), в то время как пилот Ф1 — 35 (столько тренируется Себастьян Феттель).

Зачем такие нагрузки, если человек никуда не бежит, клюшкой не машет и вообще, строго говоря, сидит на одном месте.

Дело в перегрузках, которые испытывает пилот во время гонки (и не только).

Перегрузка показывает увеличение веса тела при ускорении. Эта величина пришла в автоспорт из авиации, где она характеризует динамический фактор полёта. Перегрузки могут быть кратковременными (например, при аварии) и длительными — их пилот испытывает во время манёвра. Направление вектора перегрузки всегда противоположно направлению вектора ускорения, то есть при ускорении по инерции жидкости тела и органы либо тормозят и движутся назад (при разгоне), либо продолжают движение вперёд (при торможении). Положительные перегрузки (когда кровь отливает от головы) переносить легче, чем отрицательные (когда кровь бросается в голову — такую нагрузку можно выдержать несколько минут, после которых человек теряет сознание).

Для того чтобы понять, что такое перегрузки, приведём ещё немного цифр:

  • На стоящего человека действует перегрузка в 1 g.
  • Пассажиры, находящиеся внутри гражданского лайнера, во время взлёта ощущают перегрузку порядка 1,5 g.
  • Парашютист при приземлении испытывает перегрузки в 1,8 g (при раскрытии парашюта — до 5 g).
  • Космонавты при спуске аппарата «Союз» — до 4g (и это длительные перегрузки — их способны выдержать единицы).

Пилоты Ф1 испытывают перегрузки до 6g, причём это не однонаправленные, а разновекторные нагрузки. Подсчитано, что во время гонок пилоты испытывают до 1000 перегрузок уровня 6 g на участках разгона, торможения, вхождения в поворот.

В мире животных

Пилоты Ф1, конечно, самые суровые люди в мире. Суровей их только колибри Анны (Calypte anna), которые периодически претерпевают перегрузки в 6 раз сильнее, чем гонщики Королевских гонок. При этом никаких неудобств птицы не замечают, поворачивая голову на 180° за рекордные 0,1 с (34 g). Самцы этого вида, не удовлетворившись поворотами головы, время от времени смеху ради предпринимают пикирование с зависанием, испытывая перегрузки до 10 g, и это отрицательные перегрузки! В таком состоянии (вся кровь — в голове) они находятся более 1,5 с. Для сравнения: лётчики–испытатели, испытывая отрицательные перегрузки в 7 g более 1 с, теряют сознание.

Однако даже колибри — не чемпионы. В плане устойчивости к перегрузкам настоящий уникум мира природы — дятел, голова которого способна выдержать до 1000 g.

В мире людей

К слову сказать, и человек может выдержать чудовищные нагрузки, правда, даётся это не просто. Рекорд (разумеется, он занесён в Книгу рекордов Гиннеса) принадлежит автогонщику Дэвиду Чарльзу Пэрли (David Purley), которого в 1977 году в предквалификации Гран–При Великобритании угораздило врезаться в ограждение трассы со скоростью 173 км/ч. В момент столкновения он испытал перегрузку 179,8 g. Чтобы понять, что это за цифра, нужно её умножить на вес Пэрли. Точных данных у меня нет, но при средних для гонщиков 75 килограммах, в столкновении со стеной приняли участие 13 485 кг, не считая веса болида. Пилот не только выжил, получив 29 переломов и 3 вывиха (есть данные, что у него 6 раз останавливалось сердце), но и спустя год вернулся в автоспорт.

Кажется, что этот рекорд невозможно побить, и тем не менее, пилот IndyCar в 2003 году его побил. Кенни Брак в последней гонке сезона в момент столкновения со стеной испытал кратковременную перегрузку в 214 g и остался в живых, однако многочисленные переломы, включая травму позвоночника, вывели его из строя на 18 месяцев.

Кроме кратковременных и длительных перегрузки бывают невыносимыми, к последним относится жара. По мнению большинства, она хуже всего, особенно тяжело приходится парням с севера, которые в Малайзии теряют по 4 кг за полуторачасовую гонку. Южные парни теряют примерно столько же, поскольку температура в кокпите независимо от страны происхождения достигает +60 С, влажность воздуха — 80%. Хуже чем парням с севера приходилось только Массе, которого в 2013–м злокозненный инженерный гений команды Феррари вздумал поджарить, пропустив трубу с горячим выхлопом аккурат под его сиденьем.

Именно по этим причинам физической форме пилотов уделяют огромное внимание.

У каждого гонщика есть собственный тренер, причём программа тренировок основана на последних научных исследованиях, которые учёные стремятся наисследовать к межсезонью. Зимний этап подготовки пилота, которого тренеры и физиотерапевты пытаются органично встроить в машину, считается самым сложным — в это время закладывается основа, которую предстоит поддерживать весь сезон.

Как встречают Новый год в Формуле–1

Через месяц после завершения чемпионата начинается процесс доводки гонщиков, которые улучшают форму как минимум по 5 часов в день.

Особое внимание уделяют тренировкам шеи и мышц спины, чтобы максимально защитить позвоночник. В момент аварии кратковременные перегрузки могут достигать 100 g (эти места на трассах просчитаны и хорошо известны), поэтому случись незапланированный вылет, не только болид, но и тело пилота должно быть готово к встрече с отбойником на 100%.

Технические новинки и регламенты разрабатываются для того, чтобы столкновение прошло с минимально возможными повреждениями для человека. Одно из таких нововведений — система HANS, фиксирующая положение головы и шеи. К слову сказать, шлем пилота тоже нешуточная защита, он весит около 4 кг, то есть без специальной подготовки можно запросто свернуть шею, даже не участвуя в гонках, а просто поносив шлем.

В тренажёрном зале пилоты проводят меньшую часть времени, уделяя огромное внимание теннису, футболу, велосипедному спорту, плаванию, альпинизму, лыжам (последние два вида активности запретили после трагедии, произошедшей с Шумахером).

Отдельной статьёй идёт питание, где регулируется абсолютно всё. Меню разрабатывается мало того что индивидуально, так ещё и корректируется от гонки к гонке в зависимости от климата, в который переезжает Гран–При.

Подготовка к очередному старту начинается за неделю. В день гонки пилоты выпивают до 5 литров воды (для тропического климата типа Малайзии), которая практически тем же объёмом выходит с потом. Пища подбирается таким образом, чтобы улучшить обменные процессы (то есть жирная и тяжёлая еда полностью исключается). В основном пилоты едят овощи, мясо, рыбу, макароны, причём мясо едят вечером, а лёгкие продукты утром.

Ещё раз к вопросу о похудении

Рослые пилоты (и примкнувшие к ним любители поесть) постоянно жалуются на ограничения по массе. Дескать, худеть уже нечему, остаётся только отрезать ненужное. И тем не менее битва за граммы продолжается, поскольку повышенная масса тела нагружает не только болид, но и сердце, затрудняя его работу при высоких нагрузках.

Для справки: сердце гонщика во время пилотирования работает со средней частотой 160–170 ударов в минуту, при максимальных нагрузках частота сокращений может доходить до 200–220 ударов. И это происходит не кратковременно, а на протяжении 1,5–2 часов!

То есть в гонках вес важен как нигде больше, а поскольку уменьшать мышечную массу категорически нельзя, приходится сокращать жировую. Преподносят эту важную информацию замысловатым образом, приплюсовав вес гонщика к машине. Инженерам, разумеется, это только на руку, потому что они предпочитают воткнуть в болид какую–нибудь дополнительную фиговинку, после чего обязать пилота сбросить ещё пару кило.

После интенсивной межсезонной подготовки (курс разрабатывается для каждого пилота индивидуально) доработанный в соответствии с характеристиками болида гонщик во всеоружии выходит на старт Гран–При Австралии, где либо задаёт жару соперникам, либо доходчиво демонстрирует команде, что что–то в его подготовке пошло не так.



 

©formula1.com, f1fanatic.co.uk, motorsport.com, grandprixhistory.org
Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить