ВОЙТИ

Блоги на Formula 1 Only

Авторские колонки о Королевских автогонках

Добавлено : Дата: в разделе: Мнение

Так ли важна теперь квалификация?

Любителям спорта, которые не сильно вдаются в детали Формулы 1, может показаться, что суть квалификации на Гран При довольно проста – показал лучшее время, получил лучшую стартовую позицию. Все именно так, но далеко не так все просто. 

Нужно помнить, что попавшие в третий сегмент квалификации пилоты обязаны выйти на старт «обутые» в тот же комплект, на котором они показали лучшее время. Избежать этой «участи» могут лишь те гонщики, которые по разным причинам не показали зачетный результат в заключительной части квалификации. Поэтому не всегда у пилотов есть повод для радости, если они попали в топ-10 по итогам субботних стартов.

Все дело именно в резине, которая последние годы «имеет привычку» быстро разрушаться, а это крайне опасно на первом отрезке в гонке, поскольку в результате раннего пит-стопа один из лидеров может оказаться в плотном трафике, потеряв много времени. Так что гонщики из лидирующей группы не торопятся с заездом в боксы на первых кругах, чтобы дождаться подсказки с командного мостика, где сотрудники команды имеют возможность смоделировать проведение пит-стопа и примерно угадать с тем, на какой позиции вернется их пилот на трассу.

Достаточно вспомнить события последнего Гран При, когда Себастьян Феттель начал атаковать с самого старта, но уже после третьего круга серьезно потерял в темпе из-за разрушенного комплекта Supersoft. На шестом круге Феттель вынужден был свернуть в боксы первым из лидирующей группы, вернувшись на трассу уже на девятой позиции.

После того, как первая волна пит-стопов завершилась, Себастьян оказался позади Адриана Сутиля (!!!), который стартовал с 12-й позиции, пытаясь реализовать тактику двух пит-стопов.

Тут стоит отметить, что пилот Force India как раз и имел возможность начать гонку на любом комплекте, а отсутствие обладателя 11-го результата в квалификации Нико Хюлькенберга на старте из-за проблем с топливной системой, сделало Адриана фаворитом среди пилотов «второго эшелона». Умело экономя свою резину, Сутиль первый раз свернул в боксы на том же круге, когда Феттель второй раз уже ехал за новой резиной.

Вся эта ситуация показывает, насколько огромное значение сейчас имеет фактор шин, поэтому необязательно делать ставку на один быстрый круг, если это пойдет в ущерб гоночному темпу или увеличит износ резины. Именно об этом говорил и Кристиан Хорнер перед началом Гран При Малайзии. Он четко дал понять, что прежняя тактика команды Red Bull, которая доминировала в квалификации последние пару лет, уже не так эффективна, поэтому австрийской конюшни стоит подумать над улучшением темпа на длинной дистанции, а также над бережной работой с новыми шинами Pirelli.

Поэтому в ближайшее время не стоит придавать особого значения результатам квалификации, поскольку они могут сильно искажать истинный расклад сил в пелетоне. Еще в прошлом году, когда на отдельных этапах шины Pirelli имели крайне высокий износ, то некоторые пилоты, попавшие в третий сегмент квалификации, не показывали какого-либо времени или просто прикатывали комплект для зачетного результата, если реально не видели шансов побороться за первый или второй ряд. Их тактика была очевидна – они хотели получить возможность выбора резины на старт гонки, либо еще в субботу знали с какими шинами лучше начать гонку, а потому просто старались прикатать их. Такова уж особенность прошлогодних шин Pirelli, что проехав один круг и свернув в боксы, пилот мог в гонке потом намного быстрей прогреть их до рабочего диапазона и демонстрировать максимальный темп.

Так что настоящую и безальтернативную борьбу в квалификации мы увидим только тогда, когда команды разберутся с поведением новой резины и смогут контролировать износ. А до этого может оказаться так, что победа в квалификации будет обходится пилоту дороже, чем просто хорошая стартовая позиция на 3-4 ряду, но с условием экономии лишнего комплекта.

Нет сомнений, что команда Red Bull постарается вернуть себе прежний уровень, только в 2013 году сделать это будет куда сложней. Речь идет о том, что в прошлом году их болид позволял пилотам без особых проблем проходить в третий сегмент, не используя для этого опционную резину. А уже в решающий момент Себастьяну Феттелю и Марку Уэбберу хватало одного быстрого круга после прогревочного, чтобы претендовать на поул.

В новом сезоне проблема для австрийской конюшни будет заключаться в том, что стабильность в правилах привела к более плотной борьбе, так что на жесткой резине обеспечить себе попадание в третий сегмент будет крайне тяжело. А как сказал сегодня Себастьян Феттель: «Будем надеяться, что нам хватит комплектов, чтобы пройти всю дистанцию». Его заявление в очередной раз подчеркнуло, что износ шин крайне высокий, и это касается не только команды Red Bull, поэтому универсальная тактика на гонку остается в прошлом, а речь идет о двух-трех пит-стопах, если все пройдет без неожиданностей.

А вот кто может выиграть от последних перемен в Формуле 1 – так это команды из середины пелетона, которые не имели шансов бороться за поул, да и в третий сегмент попадали только за счет ошибок представителей ведущих коллективов. Зато эти же команды порой ничем не уступали лидерам в гоночном темпе и при удачном стечении обстоятельств боролись за высокие позиции.

Тут можно вспомнить успешные гонки в исполнении Серхио Переса в прошлом году. Лучше всего подвела итог результатам Sauber руководитель команды Мониша Кальтенборн, которая не скрывала, что мексиканцу во многом повезло, поскольку свои лучшие гонки он провел после того, как проиграл напарнику в квалификации. И если Камуи Кобаяши вынужден был стартовать на изношенном комплекте, то Перес имел выбор резины и отыгрывался  за счет более оптимальной стратегии на гонку.

Вышеупомянутый Сутиль яркий пример того, как 12-я позиция на старте позволила ему пройти всю дистанцию с меньшим количеством пит-стопов и финишировать в итоге седьмым, а вот его напарник Пол ди Реста, который был девятым в квалификации, проехал под клетчатым флагом позади Адриана. 

 

©Фото: f1fanatic.co.uk, formula1.com
Редактировалось Дата:
Поставьте свой рейтинг этой записи блога:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить